Мышиная сперма не подвергается воздействию космической радиации | статьи на planet-market

Долгосрочное пребывание в космосе, похоже, не наносит вреда сперматозоидам.

В ходе самого длительного биологического эксперимента на Международной космической станции замороженные сперматозоиды мышей сохранили жизнеспособность после почти шести лет пребывания в космосе. Воздействие космической радиации не повредило ДНК сперматозоидов и не повлияло на их способность производить здоровых «космических детёнышей», сообщают исследователи в журнале Science Advances.

Это может быть хорошей новостью для будущих космических путешественников. Учёные беспокоятся, что хроническое воздействие космической радиации может не только подвергнуть космонавтов риску развития рака и других заболеваний, но и вызвать мутации в их ДНК, которые могут передаться будущим поколениям. Новые результаты позволяют надеяться, что люди, проведшие много времени в космосе, смогут безопасно производить на свет детей.

Изучение влияния космической радиации на репродуктивную функцию — непростая задача. Приборы на Земле не могут идеально имитировать космическое радиоактивное излучение, а на МКС нет морозильных камер для длительного хранения клеток. Поэтому биолог Терухико Вакаяма (Teruhiko Wakayama) из Университета Яманаси (University of Yamanashi) и его коллеги методом лиофилизации заморозили сперму, что позволило хранить её при комнатной температуре. Затем исследователи отправили сперму двенадцати мышей на космическую станцию, а другую партию спермы тех же мышей оставили на земле для контроля.

После возвращения сперматозоидов на Землю и введения их в свежие мышиные яйцеклетки, учёные пересадили получившиеся эмбрионы самкам мышей. От спермы, хранившейся на МКС в течение почти трёх лет, родилось около 240 здоровых детёнышей; ещё около 170 родились от спермы, хранившейся на космической станции в течение почти шести лет. Генетический анализ не выявил никаких различий между этим потомством и мышами, рождёнными от спермы, хранившейся на земле. У «космических детёнышей», которые спарились во взрослом возрасте, родились здоровые дети и внуки.

Хотя эти результаты многообещающи, они могут не отражать всего возможного воздействия космической радиации, поскольку МКС частично защищена от радиации магнитным полем Земли. Кроме того, космическая радиация повреждает ДНК, по крайней мере, частично, разрушая молекулы воды в клетках. Поскольку замороженная сперма не содержала воды, она могла быть особенно устойчива к радиации.