Банки увидели конфликт интересов в антиотмывочном «светофоре» от ЦБ | статьи на planet-market

Вторая версия законопроекта о создании антиотмывочной платформы на базе ЦБ вновь вызвала неоднозначную реакцию участников рынка, пишет РБК. Банки называют изменения символическими и считают, что предлагаемые поправки в законодательство могут нарушить конституционные права их клиентов, повлечь дополнительные расходы на контроль за сомнительными операциями, а главное — создать конфликт интересов в самом ЦБ. Такой отзыв на документ Национальный совет финансового рынка (НСФР) направил в ЦБ, Госдуму, Совет Федерации, Минфин, Минюст и Росфинмониторинг.

Основной риск, который видят банки в этом документе, — попытку сделать их частью пенитенциарной системы, но банк не может оценивать клиента с точки зрения того, преступник он или нет, также кредитная организация не может быть наделена правом без суда карать клиентов, закрывать счета и не возвращать остатки средств, пояснил замруководителя НСФР Александр Наумов. В отзыве говорится, что такой подход может нарушить право граждан и организаций на свободное распоряжение своим имуществом и противоречит Конституции. Новая редакция расширяет понятие «подозрительных операций» от спектра «отмывание денег» до более широкого, что несет риск создания ненамеренных препятствий для добросовестных предпринимателей, согласился представитель банка из топ-10. Участие ЦБ в отнесении клиента к той или иной группе риска может привести к возникновению конфликта интересов внутри регулятора, считают в НСФР. Банк России станет «непосредственным участником оценки риска клиента», он будет вынужден контролировать собственную работу.

ЦБ: банки сами будут решать, оставлять ли им клиентов в «красном списке»

ЦБ может не видеть того, что знает кредитная организация о клиенте.

Законопроект соответствует Конституции и не создает конфликта интересов внутри Банка России, прокомментировал представитель ЦБ и подчеркнул, что текущая версия позволяет банкам самостоятельно оценивать клиентов, а платформа ЗСК будет «дополнительным информационным ресурсом».

В банках считают, что позиция ЦБ может «вытеснить» собственную оценку банков, а это противоречит рекомендациям FATF. Банк, получивший сигнал от ЦБ, скорее всего, будет ему следовать, отметили в Ассоциации банков России. Когда клиент начнет судиться, ответчиком будет не Центробанк, а коммерческий. Получается, что решение принимает ЦБ, а риски переносятся на участников рынка. Кредитные организации также не уверены, что платформа ЗСК поможет им сэкономить на комплаенс-процедурах — банкам придется оценивать риски не только самого клиента, но и его контрагентов по каждому платежу, а это затратно.

Глава комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков заявил, что основные недочеты первой версии законопроекта устранены, а новый подход «не несет рисков». По его словам, заключение правительства по проекту еще не получено. Представитель Минфина сообщил, что ведомство изучает вторую версию законопроекта и «позиция по нему вырабатывается». В Минюсте также подтвердили рассмотрение документа.

ЦБ запустит платформу для оценки надежности клиентов банков

Анализ риска клиента теперь будет не на стороне самого банка, а на стороне платформы, созданной ЦБ.

Источник: banki.ru

свежее на сайте