Представители Национального совета научных исследований Аргентины (Consejo Nacional de Investigaciones Científicas y Técnicas, CONICET) сообщают, что с 1990-х годов до четверти всех известных нам видов пчёл не наблюдаются в дикой природе. Сообщений о наблюдении видов становится меньше в глобальном масштабе одновременно со значительным увеличением числа доступных для анализа источников. Это не обязательно означает, что все эти виды вымерли. Вероятно, они стали настолько редкими, что не попадают в поле зрения учёных.
Статья о вероятном сокращении видового разнообразия пчёл опубликована в журнале One Earth.
«С развитием гражданской науки и возможностью обмениваться данными количество записей растёт экспоненциально, но число видов, зарегистрированных в этих записях, уменьшается, — утверждает первый автор исследования Эдуардо Заттара (Eduardo Zattara), специалист по экологии опыления. — Это ещё не пчелиный конец света, но мы можем утверждать, что дикие пчёлы отнюдь не процветают».
Проведено много исследований о сокращении популяции пчёл, но обычно они ограничиваются либо территориально, либо касаются определённого вида пчёл. Теперь же исследователи решили выявить более общие, глобальные тенденции динамики разнообразия пчёл.
«Выяснение того, как и где обитает каждая популяция, требует использования сложных агрегированных наборов данных, и это может быть очень запутанным, — говорит Заттара. — Мы хотели задать более простой вопрос: какие виды регистрируются во всём мире в данный период?»
Чтобы найти ответ, исследователи воспользовались глобальным информационным фондом биоразнообразия (Global Biodiversity Information Facility, GBIF), международной базой данных, которая содержит более чем трёхвековые записи музеев, университетов и частных лиц о более чем двадцати тысячах известных видах пчёл со всего мира.
В дополнение к тому, что четверть всех видов пчёл больше не регистрируется, исследователи заметили, что это снижение неравномерно распределено между пчелиными семействами. Записи о галиктидах — втором по распространённости семействе пчёл — сократились на 17% с 1990-х годов. А для семейства мелиттид — гораздо более редкого — видно сокращение уже на целых 41%.
«Важно помнить, что слово пчела означает не только медоносных пчёл, хотя медоносные пчёлы являются одним из наиболее широко культивируемых видов, — говорит Заттара. — Человечество влияет и на диких пчёл, оказывающих экосистемные услуги, от которых мы зависим».
Следует отметить, что исследование говорит о глобальной ситуации с разнообразием пчёл, но не отвечает на вопросы о текущем статусе отдельных видов.
«Неважно, насколько точны наши цифры. Важен тренд, — отмечает Заттара. — Речь идёт о подтверждении того, что известные локальные изменения происходят и глобально. А также о том, что гораздо большая определённость будет достигнута по мере того, как всё больше данных будет передаваться в общедоступные базы данных.
С пчёлами что-то происходит, и надо что-то делать. Мы не можем ждать абсолютной уверенности, мы редко достигаем её в естественных науках. Следующий шаг — подталкивание политиков к действиям, пока у нас ещё есть время. Пчёлы не могут ждать».
Источник: