Мадуро отпустил боливар

Песков: Вмешательство извне усугубляет ситуацию в Венесуэле

Валютно-обменная система Венесуэлы является одной из самых запутанных в мире. Ее же зачастую называют причиной плачевной экономической ситуации в республике. Дело в том, что официальные обменные операции в стране находятся под жестким контролем со стороны властей, фактически речь идет о государственном валютном регулировании — курс доллара здесь определялся не соотношением спроса и предложения, а решениями Центробанка страны. Социалистам так было удобнее — стабильный и низкий курс позволял им продавать населению импортируемые государством товары по бросовым ценам, что приносило политические дивиденды.

Одновременно существовали несколько государственных курсов для разных типов операций — лекарства, например, импортировались по одному, более низкому, курсу, а автомобили — по другому. Тратились на это колоссальные средства, причем в инвалюте. Постепенно, вместе с падением нефтедобычи в республике, приток долларов в бюджет резко сократился, их стало не хватать. В этой ситуации правительство решило ограничить продажи долларов по искусственно заниженному курсу частным лицам — преимущественно это были представители среднего класса, которые-то электоратом и поддержкой чавистских властей никогда не являлись, попытавшись продолжить поддержку бедняков, продавая им продукты и товары первой необходимости по субсидированным ценам.

Как известно, спрос рождает предложение — именно так в Венесуэле возник "черный курс" доллара — сначала по нему покупали валюту те, кому ее не хватало в легальных обменниках. Таких людей, по мере ухудшения экономической ситуации, становилось все больше. Рос и разрыв между официальным и параллельным курсами, а сам "черный рынок валюты" стал дополнительным рычагом давления на правительство Мадуро.

В США отрабатывают новые технологии смены власти на примере Венесуэлы

"Черный курс" боливара изначально формировался на основе торговых операций на границе Венесуэлы и Колумбии — в маленьком городке Кукута, где местные предприниматели высчитывали стоимость валюты путем сравнения цен на одинаковые товары в двух странах. Так узнавали соотношение венесуэльского боливара к колумбийскому песо. А колумбийский песо, в свою очередь, можно законно и без проблем обменять на доллары. Фактически — кросс-курс. В 2010 году появился интернет-портал Dolar Today, который ежедневно стал публиковать новый "черный курс". Штаб-квартира этой организации, основанной венесуэльскими эмигрантами-оппозиционерами, находится в США, в Майами. К реальной экономической ситуации в Венесуэле данные Dolar Today стали иметь все меньше отношения — боливар там мог быть искусственно обесценен, для того, чтобы свести на нет любые попытки властей провести реформы и стабилизировать ситуацию.

Россияне рассказали "РГ", как живут в Венесуэле в разгар кризиса

В последние несколько лет фактически полное отсутствие доступа к покупке долларов по официальному курсу (который называется DICOM) привело к тому, что Dolar Today стал фактически единственным индикатором стоимости долларов для населения. Именно на него стали ориентироваться частные лица, осуществляя операции между собой. Обычно работало "сарафанное радио" — кто-то получил доход в боливарах и хотел обменять их на доллары, а кто-то только вернулся из-за рубежа и хотел валюту продать. Так эти люди и сходились, а в своих расчетах использовали параллельный курс доллара. На него стали ориентироваться и все продавцы — для приобретения товаров за границей они также были вынуждены покупать доллары по "черному курсу". Ну а раз этот "черный курс" постоянно растет, растут и цены в магазинах — вот и одна из причин гиперинфляции в Венесуэле. Например, в августе 2018 года за 1 доллар по "черному курсу" давали 59 боливаров, а 25 января 2019 года — 2560 боливаров. В государственной системе DICOM один доллар в этот день стоил 1572 боливара, хотя купить валюту из-за ее нехватки было нельзя.

Эксперт: События в Венесуэле могут привести к серьезному международному кризису

В правительстве Боливарианской республики на протяжении последних лет постоянно обсуждался вопрос того, как можно остановить негативное влияние Dolar Today. И хотя контроль постепенно смягчался, полностью отменять госрегулирование обменной системы чависты никак не соглашались — слишком большими казались имиджевые потери. И вот теперь выдача разрешения на запуск платформы Interbanex свидетельствует о том, что власти все же решили попробовать отпустить боливар в свободное плавание. Пусть и в ограниченном масштабе — только для частных лиц, государственные органы и компании пока к новой системе не допущены.

С места событий

— В Боливарианской Республике сегодня находится около 700 наших сограждан — кто постоянно, а кто лишь на время работы. "Мы приехали сюда около 10 лет назад, сейчас у нас здесь много друзей-венесуэльцев, — рассказывает "РГ" Александр, один из россиян, живущих в городе-миллионнике Баркисимето, — К политическим волнениям нам не привыкать — они здесь происходят постоянно. По большому счету, на обычную жизнь они особенно не влияют. Главное — знать о демонстрациях и объезжать их стороной, чтобы не попасть под горячую руку".

Наш соотечественник, который занимается бизнесом, признается, что жизнь в Венесуэле не сахар, и начинает перечислять проблемы, с которыми сталкивается повседневно.

"Здесь нельзя что-то планировать больше чем на пару дней. Всегда может произойти что-то непредвиденное. Касается это абсолютно всего. Например, наличия продуктов. Конечно, распространяемые страшилки про совершенно пустые полки — полная околесица. Суть в том, что продукты и бытовая химия могут неожиданно пропасть. Например, две недели назад все полки были заставлены макаронами, а сегодня их днем с огнем не сыщешь. Но к этому привыкаешь и закупаешься впрок", — говорит "овенесуэлившийся" россиянин.

А вот гиперинфляция действительно является огромной проблемой. По словам Александра, приходится весь получаемый доход постоянно переводить в доллары — единственный способ сохранить сбережения. Или же тут же тратить, покупая какие-то товары. Есть и еще один механизм, который разработали предприимчивые венесуэльцы. Дело в том, что еще со времен Чавеса в Боливарианской Республике крайне развита банковская система. Поэтому у каждого венесуэльца огромное число кредитных карточек практически всех банков. Вот и получается, что покупают сегодня, а возвращают деньги за покупку спустя месяц, когда национальная валюта уже обесценилась. Такими операциями и живут. Развитость банковской системы, уверяет Александр, отнюдь не миф. В пример приводит знаменитый отдых на райских пляжах страны — там за покупки у местных рыбаков, предлагающих устрицы и прочие морепродукты, можно расплатиться кредитной картой: "Банковский терминал принесут прямо в море, по пояс в воде. Главное — покупай".

"Вообще местные пляжи — это место, где о каких-то экономических кризисах или политическом противостоянии забываешь. Для венесуэльцев это лучший отдых. Любому политическому митингу они предпочтут провести день с семьей на море, уезжают туда при любой возможности, — говорит Александр. — Особняком стоят общенациональные праздники. В эти дни на пляжах яблоку негде упасть. Больше всего поражает количество дорогих и роскошных яхт, всевозможных гоночных катеров. Отовсюду играет музыка, льется алкоголь. Совершенно непонятно, кого из этих людей заботит бедственное положение страны и кто готов скинуть ненавистный многим режим".

У большинства венесуэльцев есть личный транспорт. Средний класс передвигается преимущественно на больших американских внедорожниках — еще одно напоминание о щедрой политике Уго Чавеса, субсидировавшего цены на машины. Для бедных слоев населения здесь предназначены мотоциклы. "Ставшая у местных уже притчей во языцех история, объясняющая засилье вездесущих и не соблюдающих элементарные правила дорожного движения мотоциклистов, гласит, что во времена команданте властям было проще раздать за бесценок большое количество мотоциклов, чем организовывать работу общественного транспорта, — рассказывает живущий в Каракасе наш соотечественник по имени Владимир. — На китайские кредиты купили китайские же мопеды, раздали их беднякам, и все остались довольны".

"Метро в Каракасе неплохое, но надо всегда быть настороже — убить не убьют, но что-то украсть могут легко", — поясняет собеседник "РГ". Проезд стоит смехотворных денег. Однажды дошло даже до того, что турникеты на вход просто оставались открытыми на протяжении нескольких месяцев -затраты на обслуживание пропускной системы оказались больше средств, получаемых от продажи билетов.

Говоря о Венесуэле, нельзя не упомянуть ставшие легендарными во всем мире цены на бензин. Переводить их в долларовый эквивалент не имеет никакого смысла — 50-литровый бак бензина будет стоить около 1 цента. "Бензин по-прежнему стоит копейки, — говорит Владимир. — Иногда бывают перебои с поставками, но обычно все быстро налаживается. Вообще бензин хорошего качества, жалоб на поломки автомобилей из-за плохого топлива я не слышал".

Источник: rg.ru

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.