Handelsblatt (Германия): российский партнер «Фольксвагена» ГАЗ борется за существование

В российской автомобильной компании ГАЗ царят страх и озлобление. Этот индустриальный гигант, основанный в Советском Союзе 90 лет назад при технологическим содействии «Форда», после введения санкций США борется за существование. «Завод во время войны бомбили немцы, и он выстоял. Но если компания до 4 июля не возобновит нормальное производство, у нее не будут шансов на выживание», — так однозначно описывает ситуацию владелец предприятия Олег Дерипаска.

Чтобы спасти ГАЗ, он, по его собственным словам, готов уступить свои доли в предприятии. «Так же, как я это уже делал в прошлом», — отвечает олигарх во время осмотра предприятия в Нижнем Новгороде на запрос газеты «Хандельсблатт» (Handelsblatt).

Дерипаске уже пришлось раз пойти на значительные уступки, после того как в апреле 2018 года из-за близости к Кремлю он был внесен в черный список американского министерства финансов. Вся его империя, охватывающая такие отросли, как сельское хозяйство, строительство, металлургия и машиностроение, попала под прицел властей США.

На его самый главный актив, алюминиевый гигант «Русал», который он контролировал через инвестиционную компанию En+, было оказано давление. В результате всего за один день он потерял 25 % своей биржевой стоимости. Неуверенность у партнеров «Русала» была временами настолько велика, что заводу пришлось остановить поставки.

В то время как в «Русале» скопились недельные запасы продукции, по всему миру цены на алюминий взлетели до небес. Лишь после сложных и длительных переговоров Дерипаске удалось добиться того, чтобы «Русал» и En+ в начале этого года вычеркнули из санкционного списка. Но цену за это пришлось заплатить немалую: он сам должен был безвозмездно уступить контрольный пакет в обеих компаниях.

Чтобы защитить себя от дальнейших санкций, новые менеджеры «Русала» решили переместиться с расположенного в Ла-Манше острова Джерси в российский налоговый оазис Калининград, а также согласились на строительство в США завода за 1,7 миллиарда долларов.

В случае с ГАЗом ситуации сложнее: по словам Дерипаски, он предложил похожую сделку, как с En+, но правительство США «не просигнализировало», чего оно собственно хочет. «С осени оно просто залегло на дно», никаких переговоров не ведется, жалуется миллиардер. Его слова, правда, не совпадают с утверждением министра финансов Антона Силуанова, заявившего в конце недели, что обе стороны ведут переговоры о решении проблемы.

А у 40 тысяч сотрудников группы ГАЗ, руководимой бывшим управляющим «Магмы» (Magma) Зигфридом Вольфом (Siegfried Wolf), настроение колеблется между страхом, отчаянием и желанием дать отпор. Как посетовал один из сотрудников, во время ближайшего собрания коллектива речь должна была идти о перспективах, но их нет, пока грозят санкции,

«В этом цеху четыре конвейера, один из них остановлен, половина сотрудников уволилась, остальных мы распределили по другим участкам, но мы все боимся за свои рабочие места», — говорит Андрей Матясон, бригадир сварочного участка.

С лета остановлено производство малотоннажных фургонов «Мерседес Бенц Спринтер» (Mercedes Benz Sprinter). Призрачно и удручающе выглядит законсервированная линия. После введения санкций один из ключевых поставщиков отказался от сотрудничества.

Вслед за этим компания «Даймлер» остановила производство, чтобы найти нового поставщика. «Но что-то не особо упорно они ищут, видно, и сами боятся попасть под вторичные санкции», — считает Алексей, еще один сотрудник завода.

«Куда нам податься, если завод закроют? Мы что, как в 90-е годы опять должны будем работать продавщицами?» — спрашивает член профкома Елена Сагустина. Если учесть смежные предприятия-поставщики, торговые и транспортные компании, то под угрозой 400 тысяч рабочих мест. «Это численность не такого уж маленького города», — напоминает начальник сборочного цеха Игорь Ростов.

КонтекстFT: Дерипаска договаривается с Западом для спасения ГАЗаFinancial Times18.04.2019WW: одни работают в России, другие им завидуютWirtschaftsWoche Heute16.04.2019Дерипаска: «улучшение российско-американских отношений невозможно» (CNBC)CNBC18.03.2019Проблема затрагивает и «Фольксваген». Его менеджеры собирались в этом году произвести 65 тысяч автомобилей. Это значительно больше четверти всего автомобильного производства в России. В 350-400 миллионов евро оценивает Гюнтер Хайден (Günther Heiden) инвестиции, вложенные с 2012 году в совместное предприятие.

Хайден, австриец по национальности, перешел в 2014 году из «Магны» в ГАЗ и взял на себя руководство международными проектами. Сотрудничество с «Фольсваген» он считает успешным. «В 2018 году мы экспортировали в ЕС 25 тысяч легковых автомобилей, чем мы очень гордимся, потом что это свидетельствует о том, что мы работаем с высоким качеством»,— говорит 49-летний менеджер.

Но дальнейшее развитие будет возможно, только если ГАЗ вырвется из санкционной спирали. Иначе конец любому сотрудничеству, и инвестиции пропадут даром. Даже полученная недавно отсрочка введения санкций мешает производству. Новые проекты и инвестиции приходится откладывать, а с поставщиками все время заново договариваться о краткосрочных акциях.

Даже при производстве собственных автофургонов и грузовиков, которым ГАЗ занимается параллельно со сборкой автомобилей «Фольксваген», импортируются от 30 до 50 % компонентов в зависимости от модели. Без международной кооперации ГАЗ неконкурентоспособен. «Даже если завод будет национализирован», — считает Дерипаска.

Он надеется, что после публикации отчета Мюллера в Вашингтоне произойдет переоценка ситуации. Но в случае с ГАЗом там значительно меньше давления изнутри, чем с «Русалом», когда из-за повышения цен на алюминий были затронуты интересы и местной промышленности.

А в ситуации с ГАЗом страдают немецкие автопроизводители. А так как Дональд Трамп их и без того считает угрозой для национальной безопасности, то не исключено, что в Белом доме этот побочный ущерб для немцев будет воспринят с удовлетворением.

Источник: inosmi.ru

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.